«В течение всего своего существования человечество пытается понять и определить место и предназначение человека в этом мире. На эти попытки ушли тонны чернил и типографской краски. Из века в век цивилизованные общества безропотно оплачивают, казалось бы, непроизводительный труд философов, ощущая подсознательно, что именно они (неважно, с каким результатом) занимаются единственно важным делом.
Все, что человек сумел узнать и понять о себе и о мире, о своих отношениях с окружающей средой, о цели своего существования и путях ее реализации в масштабах индивидуума и всего человечества, собрано в многочисленных томах философских трудов.
Задолго до появления философии развивалась наука каббала, изучавшая устройство мироздания и место в нем человека. В последнее время это древнее знание и, в то же время, самая современная наука раскрывается и становится доступной каждому, интересующимися подобными вопросами.
Каббала раскрывается уже не в трактовках и описаниях историков и философов, а сама представляет себя всем заинтересованным как практическая наука. Подобно естественным наукам, она показывает возможности практического раскрытия мира и сущности человека».
М. Лайтман

Предисловие

Когда мы были детьми, нам казалось, что этот мир полон всевозможных сил из детских сказок, скрытых от взрослых, но явных для нас, и мы жили в этом сказочном мире. С возрастом этот мир постепенно исчез из нашего восприятия, но нам все равно кажется, что и сегодня существует нечто подобное ему. В своих мыслях мы постоянно к этому возвращаемся.

Мы хотим познать мир, в котором находимся, потому что без этого невозможно продвигаться и наслаждаться, невозможно освободиться от ощущения отсутствия понимания того, где я нахожусь, что я собой представляю, кто я такой, что со мной будет завтра и почему все так происходит.

Эти вопросы пробуждаются в человеке даже если в его жизни все хорошо, хотя, как правило, они возникают из-за того, что человек ощущает себя плохо. Причины этому могут быть самые разные: внутренние (когда человек вынужден справляться с тяжелыми жизненными ситуациями) или внешние, когда человек хочет, например, преуспеть в жизни.

Все эти вопросы – неважно, возникают ли они из любопытства или из потребности почувствовать себя в этом мире более уверенно и лучше понять этот мир, подталкивают нас к познанию той действительности, в которой мы существуем. Мы исследуем эту действительность, как маленький ребенок, который кружится по комнате, изучая все, что в ней находится, и расширяя границы своего исследования по мере взросления. Мы разрабатываем приборы, пытаемся изобрести всевозможные средства, чтобы исследовать самих себя и окружающий нас мир.

Состояние равновесия

Вся действительность делится на две части: я и то, что вне меня. В соответствие с этим, существует и два подхода к восприятию этой действительности. Один из них гласит, что человеку стоит развиваться и изменять самого себя, в результате чего изменится и окружающий мир, поскольку человек будет воспринимать его иначе, будет чувствовать себя более спокойно и комфортно, сможет настроить себя так, чтобы видеть мир с лучшей стороны.

Согласно другому подходу, человек должен оставаться таким, какой он есть, и покорить этот мир, приспособив его к себе. Однако мы видим, что в обоих случаях мы не очень удачно взаимодействуем с этим миром.

Наилучшим состоянием, называемым истинным взаимодействием с миром, является состояние, когда человек находится в равновесии с ним, в состояние полного понимания мира и соответствия сил, желаний и мыслей всему, окружающему человека. В состоянии равновесия все, что есть в человеке: желания, силы, мысли, намерения, полностью соответствует желаниям, силам, мыслям и намерениям, находящимся в окружающем его мире. В состоянии равновесия все понимают человека и желают того же, что и он.

Нет состояния более совершенного, чем ощущение себя в равновесии с миром. Оно подобно ощущению плода в чреве матери, где все предназначено для того, чтобы обеспечить плод всем необходимым, нет никакой разницы между его внутренними потребностями и тем, что он получает снаружи. В состоянии равновесия человек не должен противостоять кому-то, не должен выстраивать защитных стен. Это и есть, в сущности, то состояние, которое мы ищем. Но как его достичь?

В биологии такое состояние называется гомеостазисом (от греческих слов «гомео» – подобный, и стазис – покой, пребывание). Гомеостазис – это равенство состояний, к которому стремится каждое живое существо: растение, животное и, конечно же, человек.

Мы пытаемся достичь такого состояния на всех возможных уровнях: подсознательно и осознанно; во всех формах состояния материи: твердом, жидком, в мыслях и т.д. На каждом из этих уровней во всех видах природы (неживой, растительной, животной и человеческой) все желания материи направлены к достижению состояния равенства свойств с тем, что ее окружает.

Для того чтобы знать, как привести свою природу к соответствию свойств с окружающим миром, достичь слияния с ним, для того чтобы все вокруг хотели того же, что и я, чтобы все думали одинаково со мной, для того чтобы ни у кого бы не возникло желания к каким-либо насильственным действиям по отношению ко мне (принудить меня к чему-то или отобрать у меня что-то), для того, чтобы все, наоборот, существовали в любви, безмятежном покое и умиротворении, я должен знать, кто я такой, что представляет собой окружающий мир, и как достичь так называемого равенства свойств.

Для этого, в сущности, и предназначена наука каббала. Она учит, как достичь состояния безмятежного покоя и умиротворения, как сделать так, чтобы мои ощущения, воздействия на меня со стороны окружающего мира и мое внутреннее мироощущение находились между собой в миреи совершенстве..

В поисках истины

Для исследования как окружающего, так и внутреннего мира человека наука разработала множество разнообразных теорий, методик и устройств. Из года в год, из поколения в поколение мы все дальше продвигаемся в этих исследованиях.

Однако мы видим, что даже если все мы хотим достичь хоть какой-нибудь степени совершенства, умиротворения, удобства и комфорта, все равно, в итоге, приходим к обратному состоянию. И это несмотря на то, что используемые нами средства из года в год становятся как будто все более совершенными.

Почему это происходит? Ведь достичь хорошего состояния хотят все. Обратись к любому человеку в мире, и он скажет, что хочет только этого. Дело в том, что мы не знакомы с устройством всего мироздания. Мы не знаем законов поведения окружающей нас действительности, ее устройство, ее воздействия на нас. Мы не представляем, чему должны соответствовать, к чему должны приблизиться, с чем установить связь, соединиться, слиться. У нас нет для этого соответствующих инструментов – более тонких желаний, называемых в каббале «келим».

Как бы глубоко мы ни проникали внутрь материи, чтобы понять нашу природу и природу внешнего мира, мы все равно не способны раскрыть, что природа хочет от нас, ради чего существует, какова цель каждой ступени, клетки и частной составляющей действительности.

Некоторые ученые исследуют внешнюю форму существования материи – твердые тела, жидкости, газы и т.д. Другие входят внутрь материи, исследуя ее на молекулярном уровне, на уровне взаимодействия химических элементов. Часть ученых проникают в своих исследованиях материи на уровень атомов и еще глубже – в их составляющие.

Заглянувшие в самую глубину материи обнаружили, что на определенном уровне она перестает существовать, теряет свою форму, и с этого момента они не понимают, что происходит. Причина не в том, что у них отсутствуют келим – просто человек устроен так, что не может уловить больше.

Это происходит потому, что в той форме, в которой человек воспринимает эту действительность, на простых уровнях взаимодействия он может воздействовать на нее так, как ему хочется. На более внутренних уровнях взаимодействия с ней он уже чувствует, что действительность воздействует на него так, как хочет она. На еще более внутренних уровнях он начинает видеть, что это не он воздействует на действительность и не она – на него, а что это он самостоятельно строит действительность, которая является его собственным отражением.

Об этом говорят и современные исследователи. Они утверждают, что существует некая граница, за пределы которой наше восприятие действительно не способно проникнуть. Здесь науки этого мира соприкасаются с наукой каббала, поскольку в каббале существуют способы исследования, позволяющие проникнуть вглубь причин и прийти к пониманию того, почему этот мир существует, чего он хочет от нас, и как мы должны взаимодействовать с ним, чтобы достичь состояния мира, покоя и умиротворения.

Ученые, уже исследовавшие это, получили поразительные результаты. Они утверждают, прежде всего, что окружающая нас материя не является просто материей – это мысль, общее желание, окружающее всю действительность, и общий закон всего мироздания заключается в том, чтобы относиться по-доброму ко всем, к каждой составляющей действительности. Этот закон несет добро всем, проникая снаружи в самую глубину материи.

Однако сама материя, находящаяся внутри этой действительности в неживой, растительный, животной и человеческой природе, также обязана продвигаться в своем развитии вперед ради этого желания, этой мысли, для того чтобы сравняться с ним по свойствам, понять его, ощутить и соединиться, слиться с ним.

Поэтому каббала так и называется: наука о получении. Она помогает нам узнать, как получить отношение действительности к нам и передать в обратном направлении наше отношение к ней.

В раскрытии истинной действительности существуют ступени, называемые мирами. Подобно тому, как исследователи используют всевозможные устройства, пробиваясь вглубь материи с помощью микроскопов, удаляясь на все более громадные расстояния с помощью телескопов, так и исследующие действительность с помощью науки каббала проникают в материю на еще большую глубину: внутрь мысли, внутрь действительности. Уровни своих исследований они называют мирами.

Раскрытие истинной действительности

Когда мы поднимаемся в эти миры, то встречаемся с множеством сюрпризов. Можно сказать, что продвижение в исследовании действительности – это приключение. Человек начинает чувствовать и видеть свое будущее и прошлое, потому что он вдруг обнаруживает, что времени нет, и все его прошлое и будущее существуют «параллельно» или «вместе». Он как будто находится на оси времени, и может вернуться назад в прошлое, а может продвинуться вперед в будущее, и даже способен выйти за пределы времени, в котором находится сейчас. Вся окружающая его действительность, в которой он существует, все люди вокруг него живут в соответствии с определенной скоростью времени, а он может двигаться быстрее – в течение года продвинуться на несколько тысяч лет вперед, или в течение нескольких секунд вернуться на сотни лет назад.

Взависимости от того, насколько человек знает, как повернуть лицом к себе этот общий закон действительности, как использовать его хорошее и «плохое» воздействие, – он видит этот мир и все происходящее с ним полностью противоположным.

Таким образом, каббала предназначена не просто для чистого изучения мироздания, как некая наука о свете, изучая которую, мы рассуждаем об устройстве миров. С помощью каббалы мы можем изменять миры, подниматься над ними и каждый день определять свою судьбу. Все ситуации, все силы, давящие на нас и подталкивающие нас, существуют лишь для того, чтобы мы достигли состояния, в котором смогли бы сами управлять действительностью.

Управлять мирозданием – это значит каждое мгновение своего существования находиться в состоянии равновесия с окружающей действительностью. Необходимо только знать, что называется равновесием.

В процессе исследования действительности человек познает, что существуют пять миров.Нижний – это наш материальный мир, остальные миры духовны, в которых нет материи, как в нашем мире, а есть только желания, силы, мысли.

В нашем мире нам кажется, что мы можем властвовать над материей, но тот, кто поднимется хотя бы на одну ступень над нашим миром, поймет, что материя – это лишь следствие, и она приводится в действие свыше. Мы не можем властвовать над материей. Вся программа находится внутри человека: на ком он должен жениться, где будет работать, какую профессию выберет – все записано внутри его решимот, все уже существует в нем. Если человек хочет изменить предначертанное ему, он должен подняться на ступень выше своего уровня, туда, где все это для него приготовили и нисхождением сверху вниз внедрили в его тело. Только когда человек достигает корня, он может что-то изменить.

В нашем состоянии, в нашей жизни мы никогда не сможем ничего изменить. История показывает нам, что человек может быть бедным, богатым, сильным, здоровым, умным, но он ничего не может сделать со своей жизнью. Что он говорит в старости? – Жизнь прошла.

Никто не властен над материей. Сегодня мы пришли к такому состоянию, когда весь мир со всей его технологией, экономикой и наукой находится в полном непонимании того, как существовать дальше, что делать, как взаимодействовать с окружающей действительностью, и как спастись от этого непонимания.

Существование вне материи

В данным момент мы находимся в состоянии, наиболее удаленном от равновесия. Чем может помочь нам кажущаяся власть над материей? Ничем, поскольку материя сама управляема. Пока мы не приобретем знание и силу, чтобы существовать и изменять что-либо на уровне чуть-чуть выше материального, у нас не будет ни единой секунды покоя. Из поколения в поколение мир будет казаться нам все хуже и хуже. Только поднявшись на уровень сил, управляющих миром, мы можем уравновесить и изменить его.

Можно называть это духом – ведь духом мы обычно называем то, что существует вне материи. Если удалить с человека его мясо, кости, все, что есть на нем, что останется от человека? То, что мы не можем увидеть, пощупать, понюхать чего невозможно ощутить. Это невозможно уловить, однако именно оно, а не физическое тело, называется человеком.

Мы умеем пересаживать и заменять любые органы. В теле можно заменить все, но человек останется тем же. Тело ни о чем нам не говорит. Проблема состоит в том, что сила, которая находится в человеке и называется человеком, остается для нас неизвестной.

Нам также неизвестны и силы, воздействующие на находящегося в нас внутреннего человека. Это неизвестно нам потому, что и к окружающей действительности мы относимся как к материи: неживой, растительной, животной – мы не видим в ней сил, действующих сквозь нее.

Тот, кто поднимается на уровень, с которого видит силы, действующие в мироздании и внутри самого человека, властвует над всем. К такому состоянию мы все обязаны прийти.

Все трагедии, все тяготы жизни, создающие в нас ощущение недовольства жизнью, даются нам только для того, чтобы вынудить нас приподняться и начать управлять реальностью. Они являются своего рода призывами, которые должны пробудить в нас потребность обрести власть над действительностью. И мы обязаны этого достичь.

Замысел творения – насладить сотворенных. Мироздание – это единая и неизменная мысль отдачи, добра. Если мы таким же образом не относимся к этой охватывающей всю действительность мысли, если находимся с ней в дисбалансе, то страдаем от отсутствия равновесия. Мы не понимаем и не чувствуем этого, и даже когда слышим об этом – не реагируем.

Если бы мы ощутили, что это так, мы изменились бы. Наша проблема в том, чтобы раскрыть глаза и увидеть то, что в данный момент от нас скрыто. Каббала помогает человеку увидеть это и достичь равновесия с Высшей силой, с добрым Замыслом творения, войти в ощущение Высшей силы как доброй и творящей добро, в состояние совершенства и вечности.

Нам только кажется, что наше тело существует. Мы чувствуем, что оно существует, но на самом деле его нет. Мы ощущаем его имеющимися у нас органами чувств. Если бы мы посмотрели на себя глазами собаки или имели другие органы ощущений, отличные от наших, то увидели бы себя совсем по-другому. Ведь вполне возможно, что собака воспринимает человека в виде облака всевозможных запахов.

В действительности тела не существует. То, что мы воспринимаем его таким образом, определяется исколючительно строением наших органов чувств. На самом деле не существует ничего, кроме Высшей реальности.

Замысел творения – насладить каждое создание. Когда мы включаемся в этот Замысел посредством уподобления его свойству, когда мы приходим в равновесие с ним – только тогда мы действительно существуем.

Все миры, включая и этот мир, представляют собой лишь сокрытия, на наши органы чувств. Мы уже находимся в наилучшем, истинно сущем состоянии, но наша проблема заключается в том, что мы ощущаем не его, а нечто меньшее.

Нам необходимо очистить наши ощущения, пробудиться и ощутить настоящее состояние. При этом не изменится ничего, кроме нашего восприятия действительности. В нас изменяется только воспринимающая реальность часть, и кроме этого – ничего.

Поэтому хотеть исправить что-то помимо самих себя – бесполезное занятие. Мы никогда не сможем ничего изменить. Весь мир только страдает от этих бесплодных попыток. Мир набирается горького опыта, чтобы, в конце концов, понять, что это не помогает и что он движется не по тому пути.

Сила мысли

Мы должны исправить только свои органы чувств. В результате мы увидим совсем другую картину – картину вечности и совершенства. Сегодня нам трудно воспринять это, но ведь еще каких-нибудь сто лет назад люди точно так же совершенно не представляли себе, что могут существовать вещи, представляющиеся нам сегодня обыденными.

С помощью наших мыслей, наших желаний, нашего разума мы можем достичь всего. Мысли распространяются с бесконечной скоростью, не сравнимой со скоростью света. Сила мысли способна проникать сквозь материю абсолютно без всяких ограничений, и мы способны достичь полной власти над реальностью.

Скорость мысли бесконечна, а при бесконечной скорости время равняется нулю. Так действует мысль.С бесконечной скоростью передается информация и между всеми частями нашей Вселенной. Свет проходит от одного края Вселенной до другого за какое-то время, но информация в системе передается мгновенно. Она обладает самой большой силой и бесконечной частотой. Система всегда знает о себе все.

То же самое происходит с нашим телом. Есть люди, которые в течение секунды способны решать сложнейшие математические задачи, извлекать корень из многозначных чисел и т.д. Самому современному компьютеру требуется на это нескольких часов, а они решают это за секунду. Почему? Потому что они не производят эти вычисления на уровне нервной системы, передающей сигналы внутри тела со скоростью 10 метров в минуту. Они делают это на уровне мысли. А мысль, намерение обладают бесконечной скоростью. Тот, кто достигает уровня мысли, намерения, тот обретает власть.

Для достижения более высокой, духовной ступени нашего развития мы должны получить силы. Ведь и ракете требуются специальные силы для того, чтобы взлететь, оторваться от притяжения Земли. Где мы можем их взять? Для перехода из нашего мира в духовный нам требуются силы духовные.

Единственное, что мы можем сделать в нашем состоянии, и что является методикой нашего спасения – это притянуть к себе духовную энергию из нашего будущего состояния.

В ядерной физике существует понятие гамма-барьера, когда при переходе с одного электронного уровня на другой выделяется особое излучение. Так и человек для того, чтобы оторваться от уровня, называемого наш мир, и вырваться в мир духовный, должен накопить определенную энергию, обеспечивающую скачок. Для этого мы и должны притянуть к себе силы с этой ступени. Мы постепенно накапливаем в себе духовную энергию до тех пор, пока, подобно электрону, перескочившему с одного уровня на другой, не прорываемся в Высший мир.

Каббалисты говорят, что можно сделать это с помощью изучения каббалистических источников. Изучая себя в своем более возвышенном состоянии, мы начинаем стремиться к нему. Таким образом мы притягиваем оттуда духовную энергию, она понемногу входит в нас, соединяясь и накапливаясь до определенного уровня, индивидуального для каждого Тогда мы «подпрыгиваем», как атомная частица, пробиваем границу, отделяющий наш мир от Высшего и выходим на другой, духовный уровень.

Поднимаясь в духовном, человек видит, как постепенно исчезают все эти миры, все становится прозрачным, и ничего не существует, кроме света, заполняющего собой всю окружающую действительность.

Словарь

Ари – полное имя - Ицхак Лурия Ашкенази (1534-1572). Основоположник методики постижения высшего мира, приспособленной для масс. Основной труд - книга «Древо Жизни».

Высший мир – это мир ощущения Творца (высшего света), существующий только внутри ощущающего его человека, в его душе. Высший мир – это мир чувств и сил без их материального облачения.

Каббалист – учёный, обладающий духовным органом ощущения, «кли», который позволяет исследовать духовный мир, воздействие Высшей силы на себе.

Келим (ед.ч. «кли») – опыт переживаний, благодаря которому уже возможно получить понимание.

Книга «Зоар» – широко известная каббалистическая книга, написана примерно в 120 году н.э. Автор - рабби Шимон бар Йохай (сокр. Рашби).

Мир (ивр. «олам» - от слова «скрытие») – каждый из миров состоит из множества ступеней ослабления (скрытия) света Творца.

Мысль – это действие, произведённое на ином уровне, в замысле и только по мере воплощения, постепенно мысль переходит в материю, в другой вид материала – физический. Материал, из которого состоит мысль – это намерение.

Намерение – расчёт, мотивация по отношению к свету (Творцу).

Разум – рассмотрение путей причины и следствия для выяснения всех результатов, которые рождаются и получаются от чего-либо, называется разумом.

Рашби – рабби Шимон бар Йохай, автор книги «Зоар» – II в.н.э.

Решимот (ед.ч. «решимо») – «духовный ген», запись духовной информации.

Свет – воздействие Творца, ощущаемое как наслаждение.

Силы духовные – корни из высшего мира, дающие в нашем мире предметы и определенные силы. Представляют собой части духовной конструкции, определенное положение на условной (для нас) шкале духовных миров.

Творение – созданное из ничего («еш ми аин») желание получать.

Творец – это «желание отдавать»; то, что воспринимается рецепторами человека (его келим) как более высокая, по отношению к нему, ступень. Причина относительно следствия.

Точка в сердце – зародыш будущей души, помещенный в сердце человека непосредственно самим Творцом.