Главными экспортными продуктами Норвегии на сегодня являются нефть, сельдь и... сатанинская идеология - к такому неожиданному выводу пришли недавно тамошние социологи.
Жестокие убийства, серия суицидов и множество сожженных сатанистами церквей - все это во многом следствие успеха одной норвежской black metal группы. Едва ли не первая норвежская рок-звезда международного масштаба у себя на родине одновременно носит титул преступника номер один. Пока разноплеменные и разноязычные поклонники внимают CD-откровениям своего кумира, 28-летний Варг Викернес, основатель (и единственный участник) группы Burzum, томится в неволе.
Парадокс: этот человек стал знаменитостью в стране, которую он поклялся уничтожить, - во всяком случае, в ее нынешнем виде. Варг пропагандирует превосходство арийской нации, ненависть ко всей "неправильной" европейской цивилизации, современной демократии и, самое главное, к христианству. И это не просто слова. По сравнению с его деяниями былые выходки Sex Pistols - невинные детские шалости. Пожалуй, единственный, кого можно было бы поставить с ним вровень, - Чарлз Мэнсон. Подобно Мэнсону, Варг прямо в застенках записывает новые альбомы (последний из которых, Hlidskjalf, вышел в апреле 1999 года) и надиктовывает по телефону вирши. Но самое главное сходство между ними - сатанинские убеждения. Именно это сделало Варга самым опасным "антиобщественным элементом" всей Скандинавии.
Хотя сатанизм - лишь одна из идеологических составляющих его творчества, Викернес одержим теорией о превосходстве скандинавской нации, о возвращении к периоду ДО крещения Северных стран и восстановлению границ Норвегии периода крестовых походов, когда под "покровительством" скандинавов были пол-Европы (то есть - держитесь, нынешние Исландия, Ирландия, Великобритания, значительная часть Франции, Германии, России) и добрый кусок Северной Америки. По замыслу Варга, попранная историческая справедливость должна быть восстановлена через возвращение к истокам, и прежде всего - к сатанинскому язычеству, которое проповедует The Count Grishnackh (то есть Князь Гришнакх), как еще величает себя Варг.
Музыкой Варг заинтересовался в 14 лет. Тогда же стал играть на гитаре и сочинять песни. Burzum (burz - означает "ночь", или "тьма"; соответственно, Burzum - Великая тьма) существует с 1991 года. Свой княжеский титул - The Count Grishnackh - Варг позаимствовал у Толкиена. (По словам Варга, "этот профессор скандинавской мифологии и норвежского языка знал, о чем писал во "Властелине колец".)
О своем "идеологическом мужании" Варг рассказывает весьма охотно и подробно: "В 15-16 лет я был скинхэдом. Потом все шло как бы волнами: в 1991 году - оккультизм, в 1992-м - сатанизм, в 1993-м - мифология и так далее... Сейчас я - поклонник Одина, бога войны и смерти. Burzum существует исключительно ради Одина. От моей группы исходит тьма, но это - истинный свет Одина. Тьма есть свет!"
В январе 1993 года Варга арестовали в первый раз - по подозрению в поджогах, но довольно быстро освободили за недостатком улик. За этот арест Варг получил поощрительную нашивку от норвежских "наци". "Я не жег всех церквей, - заявит он позже. - Просто я был первым, кто сделал это, подав тем самым пример всем остальным. Люди не любят быть первыми". Все не все, но доподлинно известно, что он лично "приговорил" к сожжению четыре церкви - это должно было стать частью ритуального обряда при посвящении новообращенных в ряды воинства Варга. С его "подачи" перед любителями black metal распахнулись двери в Вальхаллу - небесную обитель Одина.
В апреле 1991 года 21-летний солист группы Mayhem швед Пер Ингве Олин по прозвищу Dead (Мертвяк) был найден в своем доме недалеко от Осло застреленным из дробовика. Самоубийство - таким было официальное заключение, которому мало кто поверил.
В августе 1993 года в Осло был жестоко избит, а затем зарезан основатель группы Mayhem, по совместительству владелец звукозаписывающей компании Deathlike Silence Productions (DSP) и культового музыкального "шопа", Ойстайн Орсет по прозвищу Euronymous. После долгих расследований полиция назвала имя главного убийцы - Варг Викернес. "Он хотел убить меня рано или поздно и всем говорил об этом. Так чего же ждать? И я прикончил его при первом же удобном случае! Но я не планировал ничего заранее..." - прокомментировал случившееся подозреваемый. При аресте в 1994 году во время обыска в его квартире было обнаружено около 150 кг взрывчатого вещества и целый военный арсенал. "У больших мальчиков дорогие и серьезные игрушки!" - с нордическим спокойствием объяснил находку арестованный.
Судебный процесс был долгим и скандальным: по ходу дела всплыло множество иных "заслуг" Викернеса. В результате суд признал его виновным в убийстве, поджоге и незаконном хранении оружия. Приговор был максимальным - по норвежским законам - 21 год в "одиночке" в тюрьме строгого режима. В день оглашения приговора в Норвегии запылали еще две обреченные церкви. Все прекрасно понимали, чьих это рук дело.
Находясь в тюрьме, Варг продолжает шлифовать постулаты собственной веры, замешанной на язычестве, сатанизме и национализме. "Я люблю свою страну, - заявляет он и уточняет: - И поэтому я - националист. Мы - националисты и одинисты, - единственные олицетворяем правду".
Мать Варга - Лене Боре - всегда была на его стороне. Она хорошо знала всех "металлических" друзей сына и даже помогла деньгами при выпуске первого альбома Burzum. Варг с большой теплотой отзывается о ней: "В целом, мать согласна со мной и так же сильно ненавидит церковь. Она считает, что Ойстайн заслужил подобную участь и мое наказание слишком уж сурово... Между нами нет конфликтов. Единственное, что ей всегда не нравилось, - мое чрезмерное увлечение оружием".
Разумеется, в жизни этого творца Рагнарёка есть и другие женщины. "Все жизненные силы приходят через женщин. Гитлер знал это очень хорошо. И женщины избрали Гитлера... У меня есть дочь с прекрасными белокурыми волосами - настоящая арийка! Сейчас ей почти пять. Но я ее не видел уже года два: ее мать не пускает меня к ней. Она волнуется, что в тюрьме разная зараза, и все такое".
Что до убеждений, то она даст сто очков вперед матери Варга. "Моя мать как-то привезла внучке свитер, который купила в Америке. Так моя подруга выбросила его - только лишь потому, что он не был норвежским. Да! Я считаю, что она поступила правильно!.. А еще она сделала большой постер с моими фотографиями в наручниках, надписала: "Норвежцы, боритесь за Норвегию! Проснитесь!", и это стало официальным лейблом Норвежского языческого фронта (Norwegian Heathen Front - NHR), который мы с ней возглавляем!.. Моя подруга говорит, что ненавидит Князя, но любит меня. Наверное, если бы я сам встретился с ним, то мы подрались бы. Но это всего-навсего моя тень".
Срок заключения Варга истекает еще не в самом ближайшем будущем, но уже сейчас многие церкви в стране находятся под неусыпным круглосуточным наблюдением прихожан, опасающихся экстраординарных выходок молодого Антихриста и его княжеской свиты. Хотя три его самых близких сподвижника также приговорены к различным срокам, всех фанатов Burzum упрятать за решетку невозможно. Более того, только за последний год появилось с десяток новых групп Black-Metal-Viking-Doom-Death! А Симен Мидгор, основавший в 1984 году Оккультный орден Алистера Кроули в Норвегии, веско заявляет: "У сатанизма в Норвегии очень большой потенциал. Это - лишь начало!"
Не только в Норвегии, но и во множестве других стран Варг возведен в ранг великомученика, героя, идола. Редактор французского журнала Napalm Rock по прозвищу Gungnir (одно из имен Одина) как-то заявил: "Я искренне восхищаюсь этим отважным скандинавом. Он хотел освободить свою языческую страну от навязанного ей христианства. Я несомненно на его стороне. Норвегия, как и вся остальная Европа, оказалась под иудейско-христианской властью. Но мы - индоевропейцы - хотим вернуть ей подлинно европейский дух!"
Немецкие последователи Burzum - Хендрик Мёбус и Себастьян Шеншиль из группы Absurd обращаются к Варгу не иначе как Herr Wolf. Они также отбывают срок за ритуальное убийство. (К слову, на обложке последнего альбома Absurd - фото надгробного камня с могилы их жертвы.) Они и в тюрьме во весь голос заявляют: "У нас по-прежнему крепкие связи с Норвегией!" А Варг сидит у себя в камере за сотни километров от них и с дьявольской улыбкой комментирует: "В Германии несколько церквей тоже сожжены. Я точно знаю: это дело парней из Absurd".
Хотя Варг наотрез отказывает в интервью всем изданиям (кроме скандинавских и тех, что изъясняются на староанглийском), он по-прежнему в центре всеобщего внимания. Узник терпеливо дожидается своего "часа Икс". Все происходящее в стане его единомышленников, считает он, убедительно свидетельствует: для Него - Темного Принца далекого Севера, Спасителя Скандинавии, Антихриста XXI столетия - границ и стен не существует...
Что касается столь популярного ныне Мэрилина Мэнсона, то для Князя Гришнакха и его свиты - это всего лишь "жалкий коммерческий фарс без какой-либо идеологической платформы". При упоминании имени Мэнсона они снисходительно, а порой и презрительно, улыбаются: "Назваться сыном Падшего Ангела легко, но действительно быть Им может только избранный самим Одином!"